23 апреля 2011 года с тыла дома по адресу Большая Якиманка, 15/20, подъехал экскаватор и разрушил один подъезд. Общественность призвала полицию, и до понедельника подрядчик обещал работы остановить. Но как только переговорщики убрались восвояси, строители взялись за свое. В дело вмешалось Москомнаследие, и 29 апреля на совещании в Мосгорстройнадзоре представитель застройщика - строительной компании Capital Group гарантировал, что в праздники работы вестись не будут и в любом случае фасад будет полностью сохранен. 2 мая координатор общественного движения "Архнадзор" Константин Михайлов зафиксировал момент "преступления": в 10 утра стена еще стояла, ближе к 16.00 от нее не осталось почти ничего. Четырехэтажного здания, возведенного в 1899-1901 годах архитектором Федором Кольбе, больше нет.
Уголовное преследование за уничтожение памятника застройщику не грозит - доходный дом Кольбе к таковым не относился. Но отвечать за его уничтожение придется. Здание расположено в зоне строгого регулирования застройки, следовательно, согласно постановлениям правительства Москвы NN 1015 и 857-ПП, разрушить его без санкции комиссии по сносу нельзя.
- Вопрос выносился на рассмотрение этой комиссии 15 марта 2005 года, - рассказывает советник главы Москомнаследия Николай Переслегин, - и застройщик получил отказ. Проект, согласованный шесть лет назад, предполагал сохранение фасада и двух торцевых стен. Другого проекта не существовало - во всяком случае, никто его не утверждал. С тех пор вопрос не поднимался, и Москомнаследие было за здание более или менее спокойно. Как только ситуация стала тревожной, мы еще раз артикулировали свой запрет, вышли на переговоры... То, что Capital Group нарушил договоренности и откровенно наплевал на официальный запрет - первый прецедент.
Впрочем, существует бумага за подписью бывшего первого замглавы Москомнаследия Романа Васильева от 11 октября 2010 года. Уволенный впоследствии чиновник в нарушение процедуры подписал разрешение на разборку фасадной стены (об этом писала "Неделя" в номере от 29.04.2011). Мотивировал тем, что стену невозможно сохранить. Оставить ее действительно было сложно, однако технологии, позволяющие делать подземный паркинг с сохранением надземных конструкций, существуют, и применять их или нет - как правило, вопрос цены. Понятно, что строители предпочитают экономить. Однако выданное разрешение в любом случае недействительно. В отличие от запрета властей, которые отныне намерены пересмотреть все выданные в прежние годы разрешения на снос зданий в столице, будь то разборка или частичная разборка, будь то памятник или средовой объект.
- Разумеется, мы подадим на компанию в суд, - пояснил "Известиям" Переслегин, - но здания уже не вернешь. Мы можем применить к нарушителям только санкции административно-аппаратного толка - кардинально изменить отношение к компании. Это коснется и других их объектов, строящихся по Москве. После того как, несмотря на запреты, дом был снесен, мы не можем считать эту компанию цивилизованной и законопослушной.
В Capital Group нам смогли лишь сообщить, что на Якиманке скоро вырастет еще один "комплекс зданий административно-общественного назначения с подземной автостоянкой в границах прежней застройки, в том числе по высотности". Там гарантируют, что здание "будет полностью соответст-
вовать архитектурному стилю улицы". Нынешний стиль Большой Якиманки уже подпорчен новостройками "под старину". Очередной новодел принципиально ничего не изменит.
Источник: Известия.ру